Колесные пары

Колесная пара

Колесная пара является одной из главных и ответственных частей вагона. Они несут на себе массу вагона, направляют его движение по рельсовому пути и воспринимают жестко все удары от неровностей пути и в свою очередь жестко воздействуют на путь. В связи с этим вагонная колесная пара должна обладать достаточной прочностью и износостойкостью, обеспечивающими безопасность движения, иметь возможно меньшую массу для понижения тары вагона, а также уменьшения влияния необрессоренной массы колес на рельсовый путь и кузов вагона при прохождении неровностей пути, обладать упругостью для уменьшения шума и смягчения толчков, испытываемых вагоном при движении по рельсовому пути. От исправного состояния, конструкции, материала, технологии изготовления и ремонта колесных пар, а также качества их осмотра, прежде всего зависит безопасность движения поезда.

Типы, основные размеры и технические условия на изготовление определяются государственными стандартами, а содержание и ремонт – Правилами технической эксплуатации (ПТЭ) железных дорог и специальной инструкцией по освидетельствованию, ремонту и формированию вагонных колесных пар.

Колесная пара (рис. 1) состоит из оси (1) и двух укрепленных на ней колес (2).

Колесная пара

Рис. 1 – Колесная пара

Тип колесной пары определяется типом оси и диаметром колес. В вагонах магистральных железных дорог широкой колеи, кроме моторных и прицепных вагонов электросекций, а также вагонов дизель-поездов, имеются колесные пары пяти типов (таблица 1). Согласно ГОСТ 4835–71 колесные пары, предназначенные для букс с подшипниками качения, изготовляют только двух типов – РУ1-950 и РУ1Ш-950 вагонов.

Таблица 1 – Типы колесных пар

11042014_f1

Оси III типа предназначены для подшипников скольжения, а оси типов РУ, РУ1 и РУ1Ш – для роликовых (РУ – роликовая унифицированная, т. е. предназначенная для пассажирских и грузовых вагонов; Ш – крепление подшипников шайбой).